Г. Вольск, ул. Звёздная, д.5
8 (84593) 5 76 27

Методические материалы

Дидактическая игра.

Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения детей. А игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все мы знаем, что дошкольное учреждение выполняет важную функцию подготовки детей к школе. В работе с детьми большое место занимают дидактические игры, наглядные пособия. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Благодаря интеллекту человек может быстро и качественно осваивать и творчески реализовывать необходимый объем знаний, умений и навыков. Основной инструмент интеллекта человека - мышление. Дидактические игры не случайно, заняли прочное место среди методов обучения детей и развития их интеллекта. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются дидактические игры и игрушки, необходимые для решения этих задач. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры сточки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые в непосредственной образовательной и совместной деятельности, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому представлению по теме, широту кругозора в соответствии с возрастом. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.

Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками. Работая с детьми, изучая литературу, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь расширения и закрепления знаний у детей, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений, различных дидактических игр и наглядных пособий.

Литература

1.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова.--М., 1972.-

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991

3.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966.

4.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. -- М.: Просвещение, 1983..

5.Интернет ресурсы

Родительское собрание. Адаптация ребенка в детском саду.

требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением. Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает её каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Как справиться с этим состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Цель: установление контакта между родителями и педагогами.

Задачи:

 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.

2. Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада!

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Это чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, с которыми нужно делиться игрушками и играть дружно, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс Поделитесь переживаниями с близкими и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.

Ну а наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно и как можно быстрее.

            Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.

            Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

            При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.

            Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т.е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и думают, что всему ребёнка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребёнку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одарённости ребёнка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определённый режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь.

Хочу немного остановиться на некоторых фактах. В этом году уже на сегодняшний день в детский сад поступило 58 детей. Это дети в возрасте 2-3,5 года.        Из них 44 ребёнка (74,5%) с лёгкой степенью адаптации; 15 детей (25,5%) со средней степенью тяжести; с особо тяжёлой степенью не наблюдается. Исходя из данных анкетирования родителей почти все дети входят в категорию с лёгкой степенью адаптации и полностью готовы были к поступлению в детский сад. Но по наблюдениям воспитателей на группах, психолога выявлены дети, которые всё-таки испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду. В чём это заключается?

В основном, нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского;

У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.;

Отсутствие правильной речи;

Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Исходя из всего выше сказанного, хочу обратиться к вам уважаемые родители с такой просьбой:

- Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя - одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.

            - Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

            - Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.

            - Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.

            - И последняя просьба: старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плач, слёзы, истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень много, да и вашему ребёнку тоже.

            Пожалуйста, приложите усилия в решении данных проблем, ведь это ваш ребёнок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии.

            Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т.д.

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

            Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками; если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Консультация для родителей. Ребенок собирается в школу.

Наши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится, ребёнок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.

Итак, мы приглашаем вас и ваших детей поиграть в школу, но сначала познакомьте ребенка со школой. Это тоже можно сделать в игровой форме.

Что такое школа?

❀ Вооружитесь наглядным пособием для детей. Потребуются: картинка школы, иллюстрации из книг или журналов, где изображены школьники и школа, учительница и ученики, а также картинка, на которой нарисованы малыши в детском саду или на детской площадке. Рассмотрите эти картинки и сравните их. Поинтересуйтесь, чем детский сад может отличаться от школы, и дайте свою версию ответа. Если ответ вам показался неправильным, то не критикуйте ребенка. Вместо слов «Ты ошибаешься!» или «Это неправильно!» лучше сказать: «А на самом деле...».

 

❀ Расскажите ребенку, что такое школа и откуда появилось привычное для нас название «школа». А еще раскройте ему секреты названий некоторых слов, имеющих отношение к школе.

 

✏ Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало совсем не учебное заведение, а «досуг», «праздность», «отдых» — очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу — как очень приятное и полезное занятие. И, вероятно, они были правы. В школе, действительно, узнаешь много нового и интересного. Школа открывает двери в мир знаний и ведет каждого ученика в царство мудрости. Ребят, которые учатся в школе, называют «школьники» или «ученики». Спросите у ребенка, почему их так называют?

 

✏ Не менее интересна история некоторых вещей, которыми мы пользуемся в школе. Вот, например, карандаши. Они появились случайно. В конце XVIII века чешский фабрикант Гартмут, изготавливавший химические чашки — тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмут нашел их наилучшее соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке: они легко ломались, да и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них деревянную «одежду», и вскоре по всей Европе заработали фабрики, «одевая» пишущие палочки в деревянные «рубашки». Слово «карандаш» пришло к нам из тюркского языка. Первая часть «кара» означает «черный», а вторая «даш» — «камень». Оказывается, «черный камень» — это и есть графитный стержень, которым пишут, рисуют, чертят. Раньше карандаши были только черные. Сейчас — любых цветов и оттенков.

 

✏ И, наконец, школьная парта. Она была изобретена в России, в уральском селе Брусняты. Работая в Бруснятах сельским учителем, Петр Коротков изобрел парту с наклонной верхней плоскостью, за которой можно писать не сутулясь. За что и получил в 1887 году серебряную медаль на Урало- Сибирской промышленной выставке. Конструкция оказалась настолько удачной, что вскоре распространилась повсеместно.

 

Чему учат в школе

❀ Ответ на вопрос звучит в этой песенке. Разучите ее с ребенком, исполните дуэтом или семейным хором. Сделайте музыкальную или театральную инсценировку, проявите свои творческие способности.

 

Чему учат в школе?

 

Буквы разные писать

 

Тонким перышком в тетрадь

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

Вычитать и умножать,

 

Малышей не обижать

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

 

 

К четырем прибавить два,

 

По слогам читать слова

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

Книжки добрые любить

 

И воспитанными быть

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

 

 

Рисовать квадрат и круг,

 

Знать, где север, а где юг

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

И не путать никогда

 

Острова и города

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

Про глагол и про тире,

 

И про дождик во дворе

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

 

 

Крепко-накрепко дружить,

 

С детства дружбой дорожить

 

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

(М. Пляцковский)

 

Мир знаний

❀ Пригласите ребенка в сказочный мир знаний. Расскажите ему следующее:

 

❀ «Сколько всего в мире интересного, занимательного, увлекательного! Школа поможет тебе и твоим друзьям познакомиться с этим миром, узнать что-то новое и важное. Представь себе такую планету, которая называется Школа. В ней много разных королевств — это школьные предметы. Когда отправишься в школу, ты попадешь в эти королевства.

 

❀ В Математической стране правит Ее Величество МАТЕМАТИКА. Она пригласит тебя в мир цифр и чисел, познакомит со своими жителями — цифрами и математическими знаками, научит тебя и ребят считать и решать всевозможные примеры и задачки.

 

❀ А королева РУССКОГО ЯЗЫКА раскроет тайны и секреты разных слов, научит тебя и других детей красиво писать и подскажет правила, которые помогут вам стать почетными грамотеями.

 

❀ Когда ты окажешься в царстве ЧТЕНИЯ, познакомишься с буквами и узнаешь, как они звучат, научишься разбирать слова на буквы и складывать буквы в слова. А кто освоит мастерство чтения, королева этой страны вручит ключи от всех книг на свете. И тот, кому достанутся эти ключи, сможет прочитать любую книгу.

 

❀ В Стране ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ты и твои друзья познакомитесь с необычными словами и выражениями. Вы вместе с учителем отправитесь в далекое путешествие, в котором встретите новых друзей, научитесь общаться с ними на иностранном языке и понимать языки других народов.

 

❀ В царстве ПРИРОДОВЕДЕНИЯ фея Природа познакомит тебя и других ребят с окружающим миром, раскроет свои тайны, расскажет о чудесных явлениях природы, временах года, царстве животных и растений, нашем мире и научит заботиться о природе, оберегать и украшать мир.

 

❀ В Стране ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА царит красота и гармония. Это радужная страна, яркая. Кисти, краски, палитры, карандаши и многие другие подданные этой страны творят чудеса. Ты и ребята обязательно научитесь рисовать, изображать окружающий мир и даже фантазировать и раскрашивать свои мечты в самые красочные цвета.

 

❀ А в королевство ТРУДА никогда не впустят лентяев и лодырей. Здесь каждый школьник становится мастером, умельцем и творцом. Из цветной бумаги, из пластилина, из множества самых обычных вещей дети смогут смастерить зверюшек, птиц, всевозможные поделки. Так, из белой ваты можно сделать легкие белоснежные облака, а из ниток — прекрасные платки и шелковые скатерти, прищепки «превратятся» в крокодильчиков, а из бисера можно сплести великолепные украшения... Непременно посетите это королевство — вы научитесь не только волшебству, но и мастерству, ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

❀ В МУЗЫКАЛЬНОЙ стране звучит прекрасная музыка. Королева этой страны научит всех детей петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Музыкальной стране дети готовятся к встрече праздников (Нового года, Масленицы, Дня защитника Отечества и к другим праздникам). Они готовят танцевальные номера, музыкальные поздравления, песни и театрализованные представления. В этой стране раскроется ваш музыкальный талант.

 

❀ А в Спортландии — в стране ФИЗКУЛЬТУРЫ — дети становятся ловкими, активными, выносливыми и спортивными. Физкультура помогает добиваться спортивных побед. Она готовит к соревнованиям и Олимпийским играм тех, кто лучше всех занимается спортом, постоянно тренируется, стремится к победе.

 

В спортивном зале детвора

 

Кричит: «Физкульт-Ура! Ура!»

 

Ведь тренировка, спорт, игра

 

Ведут к победе нас. Ура!

 

 

 

Отвагу, волю воспитать,

 

И дух, и тело закалять,

 

Больших добиться нам высот

 

Поможет наш российский спорт.

 

❀ Много интересных предметов будет в школе: ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ГЕОМЕТРИЯ, АЛГЕБРА, ЗООЛОГИЯ, БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ, ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ, ГЕОГРАФИЯ и многие другие. Ты с ними обязательно познакомишься: будешь путешествовать во времени, узнаешь историю родного края, познакомишься с великими учеными, поэтами, писателями, изобретателями, первооткрывателями, художниками, путешественниками, героями. Школа — это мир знаний. И эти знания тебе подарят учителя. Добро пожаловать!»

 

❀ Вместе с ребенком нарисуйте, раскрасьте и вырежьте королев и королей школьных царств-государств. Подумайте над образами Ее Величества Математики, королевы Русского Языка, короля Чтения или феи Музы из Музыкальной страны.

 

Что к чему

❀ Разрежьте лист бумаги на широкие полоски. Каждую полоску разделите на четыре части. В первой графе каждой полоски напишите название урока и обозначьте его каким-либо значком или эмблемой (например: «Математика» — пример 2 + 2 = 4; «Русский язык» — прописная буква А; «Чтение» — книга; «Музыка» — нота или скрипичный ключ; «Рисование» или «Изо» — узор; «Физкультура» — мяч и т. д.). Остальные графы на карточке остаются пустыми. Для игры нужно приготовить маленькие карточки, на которых изображены предметы, относящиеся к тому или иному уроку:

 

Математика

 

калькулятор

 

линейка

 

транспортир

 

Русский язык

 

пропись

 

прописные буквы

 

тетрадь в линейку

 

Чтение

 

буквы

 

книга

 

кроссворд

 

Изо

 

кисть

 

краски

 

мольберт

 

Труд

 

ножницы

 

клей

 

цветная бумага

 

Физкультура

 

гантели

 

скакалка

 

мяч

 

Окружающий мир

 

календарь

 

природа

 

насекомые

 

Музыка

 

скрипичный ключ

 

ноты

 

музыкальный инструмент

 

❀ Раздайте полоски с названиями уроков. Перемешайте маленькие карточки и сложите их в стопку. Теперь по очереди тяните карточки и раскладывайте их в соответствии с тем, к какому уроку относится тот или иной предмет, изображенный на маленькой карточке. Когда в полоске будут заполнены все три пустых графы, урок окончен.

 

Что за предмет

❀ Чтобы помочь понять, для чего нужны те или иные школьные предметы, можно предложить очень простое задание. Попросите ребенка найти в окружающей его обстановке предметы, которые относятся:

 

♦ математике — например, часы, календарь, телефон, линейка, пульт от телевизора, весы, монеты и т. д. Обсудите, почему эти предметы относятся к математике;

 

♦ чтению — книги, журналы, газеты, этикетки на продуктах и т. д.;

 

♦ русскому языку — буквы, слова, названия книг, письма, журналы и т. д.;

 

♦ иностранному языку — иностранные буквы, слова, тексты, надписи на приборах и на одежде и т. д.;

 

♦ рисованию — картины, иллюстрации в книгах, календари, кисти, краски, альбомы и многое другое;

 

♦ физкультуре — мячи, тренажеры, спортивная обувь, спортивные передачи, игры и т. д.

 

Путаница

❀ Сможет ли ребенок найти несоответствия?

 

Прозвенит сейчас звонок

 

на любимый наш урок.

 

Торопитесь, дети, в класс —

 

математика у нас.

 

Приготовьте кисти, краски —

 

нарисуем самолет,

 

А потом мы нарисуем

 

поезд, яхту, вездеход.

 

 

 

Прозвенит сейчас звонок

 

на любимый наш урок.

 

Торопитесь, дети, в класс —

 

будет музыка у нас.

 

Из портфелей доставайте

 

калькулятор и тетрадь,

 

Мы начнем решать задачки,

 

будем думать и считать.

 

 

 

Прозвенит сейчас звонок

 

на любимый наш урок.

 

Торопитесь, дети, в класс —

 

будет чтение у нас.

 

Рассчитайтесь по порядку.

 

Приготовьтесь все к зарядке.

 

Бег на месте, раз-два-три.

 

Стой, ать-два! Теперь замри!

 

Что собрать в школу?

Прочитайте стихотворение и спросите малыша: «Как ты думаешь, а какие вещи тебе понадобятся в школе?».

 

Слыхали радостную весть?

 

Мне скоро будет ровно шесть!

 

А если человеку шесть

 

И у него тетрадки есть,

 

И ранец есть, и форма есть,

 

И счетных палочек не счесть,

 

 

 

И он читать старается,

 

To, значит, он (вернее, я),

 

То, значит, он (вернее, я),

 

Он в школу собирается!

 

(А. Барто)

 

Шпаргалка для родителей

(список школьных принадлежностей, необходимых для первоклассника)

 

♦ тетради в крупную клетку;

 

♦ тетради в косую линейку;

 

♦ обложки для тетрадей;

 

♦ пенал;

 

♦ ручки шариковые;

 

♦ карандаши простые;

 

♦ карандаши цветные;

 

♦ краски (акварельные, гуашевые);

 

♦ альбом или акварельная бумага для рисования;

 

♦ кисточки для рисования разной толщины;

 

♦ цветная бумага;

 

♦ картон белый;

 

♦ картон цветной;

 

♦ ножницы с тупыми концами, в футляре;

 

♦ клеящий карандаш, клей ПВА;

 

♦ пластилин;

 

♦ стеки для работы с пластилином;

 

♦ дощечка для работы с пластилином;

 

♦ линейки (лучше деревянные или непрозрачные) до 15 см и до 25 см;

 

♦ касса цифр, счетные палочки;

 

♦ подставки для книг;

 

♦ подставка для ручек и карандашей;

 

♦ точилка для карандашей;

 

♦ ластик;

 

♦ школьный ранец, портфель или рюкзак;

 

♦ сменная обувь;

 

♦ спортивные форма, обувь.

 

❀ Расскажите, какие школьные принадлежности понадобятся и для чего.

 

✏ Тебе обязательно понадобится тетрадь. В тетрадях дети учатся писать, записывают цифры, выполняют разные письменные задания. Тетради бывают в линеечку и в клеточку. Чтобы тетради не пачкались и всегда выглядели опрятно, их надо «одевать» в обложки.

 

✏ Для ручек, карандашей, ластика, точилки и линейки нужен уютный домик — пенал. Если один из этих предметов потеряется в портфеле, то его сложно будет отыскать. Поэтому школьные принадлежности лучше всего складывать в пенал.

 

✏ Подставки для книг придуманы неслучайно. Как ты думаешь, для чего они нужны?

 

✏ Случается так, что карандаши ломаются, что же исправит эту ситуацию? На помощь придет точилка. Она поможет своему другу карандашу снова рисовать и чертить. А если карандаш ошибется, то ластик сотрет его ошибку. Вот сколько у карандаша помощников! А линейка помогает карандашу проводить ровные линии нужной длины.

Собираемся в школу

❀ Предложите ребенку собрать портфель в школу. Для этого разложите на столе всевозможные предметы, среди которых должны быть как школьные принадлежности, так и игрушки, столовые приборы, шампунь и другие вещи. Пусть ребенок сложит в портфель только те предметы, которые ему пригодятся в школе. Можно усложнить игру: распознавать нужные предметы только на ощупь.

Лишний предмет

❀ Соберите портфель так, чтобы в нем оказался один или два лишних предмета. Например, к пеналу, тетрадям и другим школьным принадлежностям добавьте ложку или зубную пасту. Пусть ребенок найдет лишний предмет и оставит его на столе.

Разминка для линейки

❀ Для игры понадобятся линейки разной длины. Предложите прочертить линии от края и до края каждой линейки. А теперь сравните, какая линия самая длинная, а какая — самая короткая. Пусть ребенок постарается объяснить, что общего между этими линиями, а что их отличает друг от друга. (Линии ровные, но разной длины.)

❀ Попросите с помощью линейки нарисовать ель и дом. Пусть малыш определит, где наклонные линии, а где прямые.

Картины из счетных палочек

❀ С помощью счетных палочек можно изобразить разные предметы. Помогите ребенку сложить из счетных палочек дом, лесенку, рельсы, забор, дерево, ель, скамейку, стул, стол, солнышко, колодец. А теперь проанализируйте, много ли палочек потребовалось для домика или забора, где использовалось большее количество счетных палочек, а где меньшее. Пофантазируйте и «постройте» что-нибудь еще.

Волшебный карандаш

❀ Простым карандашом нарисуйте несколько кругов, квадратов, треугольников и овалов. Пусть ребенок дорисует эти геометрические фигуры так, чтобы они превратились во что-нибудь знакомое. Например, круг можно превратить в колесо, а овал — в воздушный шарик.

Карандаш и ластик

❀ Нарисуйте простым карандашом ромашку с шипами или кошку с заячьими ушами, дом, перевернутый крышей вниз, или елку с яблоками. Попросите найти ошибки и с помощью ластика их устранить.

Ластик и тучка

❀ Нарисуйте тучку и прерывистыми линиями дождик. Предложите с помощью карандаша и ластика изменить рисунок так, чтобы перестал идти дождик и выглянуло солнышко. Ластик поможет избавиться от дождика, а карандаш дорисует солнышко.

Моя будущая школа

Очень важно сформировать положительную мотивацию ребенка к обучению в школе, развить инициативу, самостоятельность, заинтересовать в том, что он будет приобретать знания. Школа — это новая ступень познания мира, межличностных отношений, самоутверждения себя в новом коллективе. А это значит, что ребенок должен быть готов и к трудностям, которые могут встать у него на пути. Придется рано вставать, собирать портфель, в школе понадобится умение ориентироваться в малознакомой окружающей обстановке (запомнить местонахождение раздевалки, класса, столовой и т. д.). Конечно же, всему этому будут учить в школе. Но если вы подготовите ребенка к этому заранее, то он избежит ряда трудностей, а значит, будет спокоен и собран.

Мамина школа

❀ Покажите ребенку свой школьный альбом или школьные фотографии. Предложите сыну или дочке найти вас на одной из ваших фотографий. Поинтересуйтесь, изменились ли вы или пусть объяснит, как он(а) вас узнал(а)?

Расскажите, какой у вас был класс, какая школа, как звали вашу любимую учительницу. Вспомните себя в возрасте первоклассницы(ка) и расскажите, какие были правила у вас в школе, какие занятия вам очень нравились, какую форму вы носили. Это непременно заинтересует вашего ребенка. А если у вас сохранились грамоты или награды, то обязательно покажите их малышу. Пусть ему тоже будет приятно за вас.

Дорога к школе

❀ Возьмите лист бумаги. Нарисуйте свой дом. Затем — маршрут от своего дома до предполагаемой (или воображаемой) школы. Дорогу можно разбить на клетки. Возьмите кубик, приготовьте игроков (маленькие игрушки или фишки) и «отправляйтесь» в школу. Количество выпавших на кубике очков дает вам возможность пройти соответствующее количество клеток. Причем, если на вашем пути встретится светофор или переход, то клетку можно обозначить знаком «Стоп». Игрок, попавший на эту клетку, пропустит свой ход, ведь нельзя поспешно перебегать дорогу. Интересно, кто же первым придет в школу?

По пути в школу

❀ Чтобы научить ребенка ориентироваться, надо обращать его внимание на то, что его окружает. Так, например, отправляясь в детский сад, в магазин или на прогулку, определите маршрут, постарайтесь запомнить, что на вашем пути остается неизменным (дом, площадка, светофор, парк, остановка), а что изменилось (у подъезда стояла грузовая машина, на месте которой стоит уже другая; утром по дороге в сад светил прожектор, а днем на обратном пути он уже не светит; на площадке гуляли дети, а теперь там никого нет и т. д.). Попросите ребенка назвать те объекты или предметы, которые он видел по дороге. Вы можете перечислять увиденное по очереди. Игра начинается со слов: «По дороге в сад (школу, поликлинику, парк) я видел(а)...». Кто назовет большее количество наблюдаемых объектов, тот и становится победителем игры.

Лучшая школа

❀ Предложите ребенку представить, нарисовать и раскрасить школу, в которой он будет учиться. Может быть, юный художник украсит ее шарами или гирляндами, а может быть, он нарисует и себя, идущего в эту замечательную школу.

Букет для учителя

❀ Представьте, что ребенок завтра пойдет в школу. Ему надо не только собрать портфель, но и подумать, какой букет он захочет подарить своей первой учительнице. Букет можно нарисовать, сделать в виде аппликации, слепить из пластилина, смастерить из цветной бумаги и т. д. Ваша совместная работа принесет прекрасные плоды.

Лесная школа

❀ Пофантазируйте с ребенком на тему «Лесная школа». Кто учится в лесной школе? Кто самый мудрый и умный учитель в этой школе? Чему учатся звери или птицы в лесной школе? А может быть, там обучаются гномы или лесовики?

Космическая школа

❀ Предложите ребенку представить, что он оказался в космической школе. В этой необычной школе учатся жители разных планет. Какие они? На что похожа их школа? Может быть, на большую звезду или на гигантский космический корабль? Какие оценки получают инопланетные школьники?

 

Какие бывают школы?

❀ Расскажите, какие бывают школы. Чему учат в музыкальной школе? Чему учат в спортивной школе? Бывает ли шахматная школа? А что такое школа изобразительных искусств?

Мульт-школа

❀ Просмотрите с ребенком мультфильмы или фрагменты из мультфильмов, персонажи которых либо ходят в школу, либо пропускают ее («Приключения Буратино», «Первый урок», «Чебурашка идет в школу», «Впервые на арене», «Незнайка учится», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков», «Пишичитай» и другие). Обсудите поведение главных героев и проследите, чему они научились или к чему приводит безграмотность тех персонажей, которые пропускали занятия в школе и ничему не смогли научиться.

Домашняя школа

❀ Договоритесь с ребенком, что прежде чем пойти в настоящую школу, ему предстоит освоить важные уроки домашней школы. Чему можно научиться дома? Застилать свою постель, самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, помогать взрослым, быть вежливым и воспитанным и многое другое. Приготовьте «экзаменационные билеты» — карточки с заданиями. Пусть ребенок вытянет билет. Прочитайте ему задание. А оценивать «мастерство» малыша могут мягкие игрушки и куклы, которые «покажут» карточки со своими оценками. Но оценки должны быть не обычные: «веселое солнышко» — если задание выполнено отлично, «улыбающееся облачко» — если задание выполнено хорошо, но не отлично, а вот «плаксивая тучка с дождинками» — если задание не удалось выполнить. Можно предложить вытянуть несколько билетов, если ребенку понравится «сдавать экзамен». Предлагайте несложные задания, чтобы у него был стимул и интерес, а также стремление к успеху — это вызовет у него положительные эмоции.

Нетрадиционное рисование.

возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета

(«Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.).

 Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.

Рисование мятой бумагой. Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ватной палочкой. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки».

Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.

Рисование губкой. Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Консультация для родителей. Моя любимая игрушка.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Для ребенка игра – это способ освоения мира, с помощью игры ребенок усваивает общественный опыт и правила жизни, деятельности, общения. Для любой игры ребенку необходима материальная основа, то есть игрушка, с ее помощью создаются задуманные образы, развивается игровая деятельность, разыгрываются игровые роли. Для ребенка игры и игрушки – это не просто забава, это средства создания уменьшенной модели окружающего мира, мира взрослых.

Присмотритесь к любимой игрушке Вашего ребенка: по тому, какая именно игрушка у ребенка самая любимая, можно судить о его чертах характера

 

Важно отметить, что любимые игрушки Вашего ребенка могут также много рассказать… о его проблемах.

Общительные, добрые и отзывчивые мальчики могут любить играть иногда в куклы. Но если у мальчика наблюдается постоянный интерес к такой игрушке, это может говорить о том, что он с трудом находит общий язык со сверстниками, и ему легче «общаться» с куклой, взаимодействовать с ней, заботиться.

А вот чрезмерный интерес девочки к машинкам может свидетельствовать о переизбытке у нее энергии, о неусидчивости и импульсивности (не может играть в спокойные девичьи игры).

Любовь мальчика или девочки к «страшным игрушкам» (монстры, роботы) может говорить о том, что ребенок не различает «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее». Здесь нужна целенаправленная педагогическая работа с ребенком. В некоторых случаях такой выбор игрушки может свидетельствовать о потребности ребенка преодолеть какие-то страхи, «отыграть» негативные эмоции.

Зная, о чем говорят любимые игрушки Вашего ребенка, можно корректировать его выбор для развития определенных качеств характера, узнать о проблемах ребенка и устранить их с помощью педагогов и психологов.