Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Семья — это главный социальный фактор, влияющий на становление личности. Семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические потребности (сон, отдых, питание); потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищённость); потребность в любви и уважении. Социально неблагополучная семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на неё функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Типы неблагополучных семей: • неполные семьи, где родители, прежде всего, стараются устроить свою личную жизнь; • социально-неблагополучные семьи или семьи, находящиеся в социально опасном положении, где родители употребляют алкоголь, наркотики, не работают, совершают противоправные действия, жестоко обращаются со своими детьми, не заботятся о них; • к группе риска относятся и семьи, имеющие детей с тяжелыми заболеваниями, особенностями развития, инвалидностью. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы. Главная причина — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, недостаточное удовлетворение своих потребностей, физическое насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Система принципов семейного воспитания: Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.